конспект лекций, вопросы к экзамену

Понятие «феодализма» и «средних веков» в историографии.

В первые века нашей эры большая часть Западной Европы была заселена кельтскими народами, частично романизованными и включенными в состав Римской империи; затем, в эпоху Великого переселения народов эта территория стала местом расселения германских племен, тогда как Восточная Европа стала местом расселения и исторической активности главным образом славянских народов.

Содержание терминов «средние века» и «феодализм» менялось вместе с развитием европейского исторического знания. Надо понимать, что оба этих термина крайне условны (вспомним рассказ про условность «Византии»)

Термин «средние века» (пер. с лат. medium aevum (средний век)) — впервые введен итальянскими гуманистами. 

  • Римский историк XV в. Флавио Бьондо( «Историю от падения Рима»), назвал «СВ» период, который отделял его эпоху от античности. СВ виделись как период одичания и варваризации античного мира, время испорченной «кухонной» латыни.
  • В XVII в. профессор Галльского университета в Германии И. Келлеер. «СВ» в общей периодизации всемирной истории (античность, средневековье, новое время). Хронологические рамки - время от разделения Римской империи на Западную и Восточную части (завершилось в 395 г. при Феодосии I) до падения Константинополя под ударами турок в 1453 г.
  • В XVII и особенно XVIII в. (веке Просвещения), критерием периодизации стало служить отношение к религии и церкви. История периода стала оцениваться как время стеснения умственной свободы, господства догматизма, религиозного сознания и суеверий. 
  • Романтическое направление в историографии, нач. XIX в. обострило интерес к СВ и привело к его идеализации на время.
  • На рубеже XVIII и XIX вв. идея непрерывности общественного развития и христианская идея конечности мира позволили увидеть эволюцию западноевропейского СВ общества от состояния упадка к экономическому и культурному подъему, хронологическим рубежом которого явился XI век. Первое отступление от оценки СВ как эпохи «темных веков».
  • Анализ социальной истории привел к отождествлению термина «СВ» и понятия «феодализм» (накануне 1789 г). История СВ стала пониматься как время господства феодальной системы общественных связей в среде феодалов — земельных собственников.
  • Сер. -кон. XIX в. позитивизм. Попытка превращения истории в науку, комплексного видения истор. процесса, включая и социально-экономическую жизнь общества; исключительное внимание к источнику ( О. Конта во Франции, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера в Англии). Феодализм - особая политическая и правовая организация общества с системой сеньориально-вассальных связей, обусловленных потребностями военной защиты. 
  • 1я треть XIX в., Ф.Гизо. феодальная собственность - основа сеньориально-вассальных связей, две ее важные особенности: условный характер и иерархическую структуру, определившие иерархию в среде феодалов, а также соединенность собственности с политической властью. 
  • теория, отождествлявшая феодализм с натуральным хозяйством, социально-экономические особенности выступали как данность, существующая параллельно политико-правовому строю (феодальная раздробленность — в политическом строе, натуральное хозяйство—в экономике).

Уязвимость подобных представлений заключалась не в их ошибочности, так как каждый стремился к их абсолютизации, мешавшей комплексному пониманию феодализма.

  • XIX в. понятия «цивилизация». территориальное разграничение людских сообществ, сохраняющих свое особое «лицо» на протяжении всего периода существования.
  • В XIX в. структурный термин «формация», который раздвинул границы человеческой общности до масштабов планеты в целом, выделив временное деление исторического процесса, единицей отсчета стали способ производства и форма собственности. В марксистской интерпретации феодализм - один из способов производства, в основе которого лежит собственность феодалов на землю, реализуемая при посредстве мелкого производителя; при этом особо подчеркивался факт эксплуатации земельным собственником крестьянина
  • XX в. Синтез достижений мировой и отечественной исторической науки позволяет дать более глубокое и полное определение понятиям «феодализм» и «СВ». 
  • Современное время. Универсальность феодализма как определенной стадии исторического развития (оговариваем признание своеобразия, стадиальность, многоуклдность и цивилизационное развитие).

Говоря о феодализме, чтобы определить это понятие, нужен комплексный подход. Для феодализма характерно

  • основной вид богатства – земля
  • крестьяне – держатели земли, феодалы – собственники земли
  • внеэкономическое принуждение крестьян феодалами
  • соединение собственности с политической властью 
  • условный характер собственности (аллод – безусловная наследуемая собственность, бенефиций – условная собственность за военную службу, феод – наследственная условная собственность за военную службу и других обязательств в пользу сеньора)
  • иерархия 
  • рост значения ремесла в обществе, господство мелкого производства
  • корпоративный характер собственности (ограничения коллектива на личность)

Социальная структура феодального общества

  • класс крупных земельных собственников – феодалы
  • городское сословие
  • крестьянство

Основные занятие общества – сельское хозяйство (луга, поля, пастбища и огороды)

Селились в деревнях с невысокой застройкой, 9-11 в.в. – феодальные замки, церкви с колокольнями, 11-13 в.в. массовая застройка городов

Основные социальные институты

  • вотчина (складывается с 8 в) – комплекс крупной земельной собственности, который делился на домен (господская часть) и отданную в держание крестьянам землю
  • крестьянская община – организация, регулировавшая крестьянские отношения по земле
  • средневековый город –центр ремесла и торговли, 

Сословия утверждали свои права и привилегии в письменных хартиях, воспроизводя и закрепляя корпоративизм в сфере социально-политической жизни средневекового общества.

Средневековый человек реализовывал свои права через сословную общность, по принадлежности к ней. 

Периодизация СВ для Западной Европы 

Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья

  • феодализм складывался как общественная система. 
  • экономика-аграрный сектор
  • натурально-хозяйственные отношения
  • города сохранились как экономические центры
  •  варварские и раннефеодальные гос.образования (королевства)
  • временный упадок культуры сменялся подъемом
  • синтез с римской культурой
  • утверждение христианства

Середина XI — конец XV в. 

  • расцвет феодальных отношений,
  • массовый рост городов
  • развития товарно-денежных отношений, складывания бюргерства
  • формируются централизованные государства
  • новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством
  • развитие городской культуры, становлению рационализма и опытного знания
  • оформление уже идеологии раннего гуманизма.

XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. 

  • разложение феодализма, генезис раннекапиталистических отношений
  • антифеодальные общественные движения с участием народных масс
  • третий тип феодального государства — абсолютная монархия раннебуржуазные революции, поздний гуманизм
  • Реформация и контрреформация
  • Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными передвижениями народов по территории Европы и вне ее: 

в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен; экспансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже первого и второго этапов, 

крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.; 

колониальные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Америке в XV и XVI вв.

Структуры и субструктуры феодального общества. Корпорации. Община. Вотчина. Их соотношения. 

Для феодального общества характерна иерархичность общественного устройства. Эта иерархия, или вертикаль общественных позиций, была всеобщей и включала каждого человека, была закреплена системой сословных, внутри- и межсословных структур, слоев и группировок. Она политико-юридически оформлена, закреплена в виде комплекса этико-правовых норм, прав, обязанностей и привилегий. 

Корпоративизм общества нашел отражение в его социальной структуре, которую отличало переплетение классового и сословного деления.
Класс – экономическое понятие, определяющее место той или иной общности людей в производстве и ее отношение к собственности на средства производства и орудия труда. В феодальном обществе существует два класса – феодальные земельные собственники (духовенство и дворянство) и зависимое крестьянство. Условно выделяется так называемый «третий» или «средний» класс – городское сословие, стоящее выше крестьянства. Условность объясняется социальной неоднородностью. 

Сословие – в первую очередь социально-правовой, юридический статус, однако все равно имеется зависимость от отношения к собственности, т.е. все равно зависит от классового деления. Сословия утверждали свои права и привилегии в хартиях, закрепляя корпоративизм в сфере социально-политической жизни средневекового общества. Через 

сословную общность средневековые люди реализовывали свои юридические и политические права.

Корпорация - общество, союз, группа лиц, объединяемых общностью профессиональных, сословных или духовных интересов; от других типов общностей корпорация отличается замкнутым характером и формализацией, чаще всего - в виде правового оформления (устава или правил, зафиксированных в иной форме), обязательного для членов объединения. Почти все они обладали известной общей собственностью, от недвижимости до привилегий и профессиональных знаний. Имели свою казну. Нередко все имущество или часть его завещалась собрату по общности либо корпорации в целом. Собратья оказывали друг другу содействие как в делах, так и (прежде всего) в случае разорения, болезни, сиротства. 

Примеры корпораций: сословия, братства (цехи, гильдии, боевые братства дворян), компании, университеты, придворное окружение короля, принца, герцога, монастыри. Вотчина– комплекс крупной земельной собственности. Складывается с конца VIII в. в Западной Европе (сеньория во Франции, манор в Англии). Концентрирует в себе все средства, необходимые для реализации крупной земельной собственности (хозяйственная функция), взимания ренты и внеэкономического принуждения (социальная функция). 

Делится на:

1. Домен – господская часть. Включает в себя усадьбу сеньора (жилые и служебные постройки), лес, луга и сеньориальную запашку.

2. Крестьянская земля.

Вотчина способствовала интенсификации труда и развитию производительных сил и обеспечивала экономическую устойчивость крестьянского хозяйства, гарантируя ему защиту от поборов государства и личную безопасность под покровительством сеньора в условиях феодальной раздробленности.

Хозяйственная и созидательная роль вотчины тесно связана с ее социальной функцией как организации по присвоению ренты, регулирующей административную и правовую жизнь крестьянства.

Община – главный хозяйственный и социальный организм в условиях родоплеменного строя и генезиса феодализма. Первичная хозяйственная организация, регулирующая крестьянские отношения по земле – пользование общинных угодий, порядок севооборота. Соотношение: Вотчина надстроилась над общиной, подавив собственным административным и судебным аппаратом ее политико-юридические функции, но продолжала сосуществовать с ней. Изначальная утрата прежней социальной роли общины вызвало ее исчезновение из источников на ранних этапах эволюции феодализма, однако позже, с усилением экономической роли крестьянского хозяйства и личным освобождением крестьян, община частично возродила социальные и политико- юридические функции. В Франции, Италии и Испании община получила статус коллективного юридического лица, образовав сельскую коммуну с правом выборного управления. Сельская коммуна контролировала пользование общинными угодьями, сбор ренты и судебную деятельность вотчинника, организуя противостояние крестьян феодалу. ВАЖНО: сельская коммуна ввела во взаимоотношения с феодалом договорное правовое начало, регулируемое письменной хартией. Полученные права позволяли общине выходить за рамки вотчины и обращаться с коллективной жалобой в государственные суды. 

Средневековый город– центр ремесла и торговли. Его феодальная природа выражалась в:

1. Мелком характере производства и торговли;

2. Сословно-корпоративном характере собственности (ремесленные цеха и купеческие гильдии) 

1. Ремесленные цеха – братства, в которые объединялись все ремесленники одной профессии. Имели уставы, выборных старейшин, общественную казну, своего святого патрона и часовню, (в крайнем случае - свое место в приходской церкви) свое место в городской процессии и свой значок-знамя с нарисованными символами ремесла (например, ножницами, молотком или сапогами). Цеховые уставы декларировали равенство всех мастеров (цеховой эгалитаризм) и монополию цеха на производство определенного вида товаров.

2. Гильдии – братства торговцев. Они объединялись по принципу объекта торговли (например, торговцы-суконщики или виноторговцы), направления своих торговых маршрутов (например, торгующие на Руси или на Ближнем Востоке), по степени состоятельности (крупные купцы-оптовики, мелкие торговцы, торговцы вразнос и так далее). Гильдейские братства также имели свои уставы и свои формы организации, сходные с теми, которые были в ремесленных цехах. 

3. В причастности феодальной ренте в ее сеньориальной или централизованной форме; 

4. Включенности города в систему феодальных связей (как коллективного вассала или сеньора).

17.01.2017; 20:00
просмотров: 37