конспект лекций, вопросы к экзамену

Предмет і об’єкт інтелектуальної історії.

Зародження та витоки Інтелектуальної історії Європи. Діяльність Артура Лавджоя. Поняття «Інтелектуальна історія» та її вивчення у сучасній науці. Пошук дефініцій.

Методологія та методи дослідження інтелектуальної історії. Нові тенденції у світовій історіографії. Методологія історії доби постмодернізму. Нові міждісціплінарні підходи. Нові кордони «Інтелектуальної  історії».

Интеллектуальная история – означает историю интеллектуалов, т.е. историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи.

В отличии от других областей ист. познания И.И. изучает идеи через культуру, биографию, соц.-культуру, окружение их носителей.

 

Постмодернисты решили, что задача историка изменилась со временем: теперь это не поиск исторической истины, а презентация сконструированного историком образа прошлого на основе индивидуального прочтения исторических источников и собственных представлений.

Интеллектуальная история (дальше И.И.) – «новое дыхание» конца ХХ – нач. ХХІ в., имеет свою предысторию и уходит корнями в 19 век. И.И. считалась тогда синонимом к философии истории.

НО, в 1936 году, в США (шт. Массачусетс, Кембридж), историк Артур Лавджой пишет свою монографию «Великая цепь бытия: история идей» (376 стр.), где выдвигает идею о том, что во времени и пространстве странствуют «идеи-блоки».

По Лавджою цель исторических исследований – создание максимально полной биографии людей, их описание на разных стадиях исторического развития, в разных сферах интеллектуальной жизни (науке, лит-ре, искусстве, религии, политике).

Речь идет о идеях, которые получили широкое распространение и стали частями мыслительного инвентаря миллионов людей.

Лавджой, как поклонник Дарвина, пытался применить принцип эволюции в гуманитарной науке.

Главный вывод теории Лавджоя: в основании ист. процессов лежит система общих представлений, идей составляющих ткань мыслительного процесса обеспечивающих преимущество.  Идеи выступают связывающим звеном в ист. Человеческой мысли.

 

Методология Лавджоя: выявление и прослеживание идей-блоков при одновременном рассмотрении их проявлений в различных областях (психологии, культуре, лит-ре, искусстве, науке). 

 

В 80-х гг. ХХ ст. в историографии появляется новая тенденция: Ист. Менентальности и Антропологический поворот. Меняется исследование пространства исторической науки.

  1. Меняется само понятие о ист. реальности. Стерта грань между историей и лит-рой.
  2. Новые критерии достоверности источников.
  3. Под сомнением оказывается вера в возможность исторического познания. Стремление к объективной истории.

«И.И. направлена на исследование всех интеллектуальных процессов прошлого в их конкретном историческом, социокультурномконтексте.

И.И. представляется как непрерывный процесс смены парадигм творческой деятельности в единстве ее условий, образцов постановки и решения задач, полученных результатов, способы трансляции продуктов этой деятельности в различных воспринимающих сферах.»

Цитата Дж. Келли 2002г. 

 Жак Легофф предложил концепцию 3-х уровневой структуры исследования:

  1. Ист. интеллектуальной жизни являющаяся изучением социальных навыков мышления.
  2. История ментальности т.е. – ист. коллективных автоматизмов в человеческом сознании.
  3. Ист. ценностных ориентаций – этика человеческих желаний и стремлений.

1998 год Р. Коллинз пишет работу «Социологическая философия: глобальная теория интеллектуального изменения». Исследовательская работа в этой области предполагает учет «сетевых факторов», анализ борьбы мыслителей, исследование закономерности рассвета и стагнации  идей, идейных заимствований и идейный экспорт.

1894 год – создано международное общество по И.И. в г. Вольфенбуттель. С1996 издается журнал идей. Раз в два года в обществе проводят конференцию по проблемам интеллектуальной истории (была в 2014 и будет в этом). и да помогут боги тому, кто получит этот вопрос!

 

Барановська Юлія

21.09.2016; 05:00
просмотров: 601