конспект лекций, вопросы к экзамену

Источники и историография истории Древнего Египта. Периодизация, культура, экономика Древнего Египта.

Наиболее важную роль играют письменные источники. Сами египтяне не оставили записей о своей культуре. Поэтому изучение египтологии производится по произведениям неегипетских историков. В первую очередь современная египтология опирается на труды Геродота. С распространением христианства изучать египетскую историю по Ветхому завету. В Библии описаны основные черты быта египтян. За письменные источники также принимают надписи на камнях, гробницах и т.д. изучение египтологии на научной основе начинается с 19 в. Начало научной египтологии положил поход Наполеона в 1798 г. Важным поворотом в египтологии стало открытие Розеттского камня (базальтовая плита, с высеченным на ней текстом. Камень разделен на 3 части. Текст был на древнегреческом и двух вариантах древнеегипетского языка). Расшифровку произвел французский ученый-лингвист Шампольон. Он понял, что иероглифы представляют собой не слова, а сочетания согласных букв и слогов. Немецкий ученый Лепсиус расшифровал Книгу мертвых(предания о загробном мире) и Канопский декрет. Французский ученый Мариэтт открыл аллею сфинксов и гробницы священных быков Аписов. В 1865 г. в Сицилии была найдена часть плиты со списком имен фараонов. В к.19 в. в г. Сакре при исследовании пирамид были обнаружены надписи. Они получили название «Текста пирамид». Основоположником русской египтологии считается Голенищев. Его последователь – Тураев – родился в Новогрудке. Первые белорусские описания Египта принадлежат Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке. Египетский египтолог Захи Хавасса боролся за возвращение экспонатов из стран Европы и США к себе на родину.

Периодизация:

  • Додинастический период – н. 4 тысячелетия до н.э.
  • Раннее царство – 33-29 в до н.э.
  • Древнее царство – 28-23 в. до н.э.
  • Среднее царство – с. 21-18 в. до н.э.
  • Новое царство – 16-11 в. до н.э.
  • Позднее царство – 11-6 в. до н.э.
  • Завоевание Египа Персией – 525г. до н.э.

Додинастический Египет.

Египтом называли территорию от первого порога до обширной дельты реки впадающей в Средиземное море. Территория до дельты реки получила название Верхний Египет, а сама дельта называлась Нижний Египет. Вся территория страны была покрыта мягким илом, она блестела как черный лак, поэтому свою страну называли Кемет или Черная. К 5 тысячелетию до н.э. наступает засушливая пора, она заставляет пастушьи племена тянуться к Нилу. Эпоха неолита связана с развитием земледелия. С распространением медных орудий люди стали совершать попытки обуздания реки (строили дамбы). К к. 4 тысячелетия в Египте развивалась бассейновая система орошения. Она позволяла получать один урожай в год(созревал зимой, собирался ранней весной). Обильность урожая обеспечивалась тем, что каждый год долина подпитывалась илом. Скорее всего в процессе развития ирригационной системы происходили изменнения в социальном строе египтян. Вероятно, в то время существовала соседская община. Менялись функции жрецов и вождей – на них возлаглась ответственность за ведение хозяйства. Древние общины мы называем ном. Каждый ном имел свою территорию. Номарх – правитель нома. Также в этот период развивалось ремесло. Хозяйство развивалось и усложнялось, требовался его учет. Это обусловило возникновение письменности. На момент образования египетского государство номов было около 40. Сильные номы подчиняли себе более слабых соседей. В конечном итоге на территории Древнего Египта появилось 2 государственных образования: Верхнеегипеткое и Нижнеегипетско царства. Объединителем Верхнего Египта стал ном с центром в городе Нехен, а Нижнего – с центром в городе Буто. Династии до 3100 г. до н.э. получили название «нулевой династии», т.к. о них мало что известно. В этот период происходит формирование религии. Каждый ном имел своего бога-покровителя. Во многих номах сложились культы бога Солнца. Стали образовываться храмы. Жрецы получали за выплаты из казны за свою деятельность. Во главе храма стоял жрец, ему помогали младшие жрецы, их называли «рабы божьи».

Египет в период Раннего царства.

Период правления 1 и 2 династии. Характерной чертой является объединение Египта. Объединителем считают царя по имени Менес. При Менесе покоренный Нижний Египет не хотел признавать своего поражения, и поэтому напротяжении всего  Раннего царства там велись кровопролитныей войны. В период Раннего царства была создана и постоянно совершенсвтовалась ирригационная система. Все необходимое египтяне находили в долине. Было много мягких пород камня. Папирус использовался как писчая бумага, для строения судов, молодые побеги папируса шли в пищу. Нил славился изобилием рыбы. Воссоединение Египта растянулось практически на весь период Раннего царства. Существовало развитое царское хозяйство (пастбища и т.д.), возможно также сущесвовали и нецарские хозяйсва, однако сведения о них не сохранились. Существовало резкое социальное неравенство.  Фараоны 1 династии начали строить богатые пирамиды в районе г. Абидоса. Это свидетельствовало об усилении и обожествлении царской власти. Имена фараонов включали в себя имена богов Гора и Сета. Менесу приписывается основание «белых стен» (Мемфиса). Город надолго стал столицей Египта. Междуусобные войны на юге завершились победой Севера, при царе  2 династии Хасехемуи.

Египет в период Древнего царства.

В этот период началось строительство пирамид. Основателем 3 династии был Джосер. До него и фараоны и вельможи строили себе гробницы одинакового плана – мастабы. Джосер был первым, кто возвел себе пирамиду, в высоту она была около 60 м. При пирамидах вельможи тоже наали строить свои гробницы, однако они были меньше, в честь уважения своего правителя. Первым строителем пирамид был зодчий Имхотеп. Пирамида указывала играла важную идеологическую роль, она указывала на величие правителя. Фараоны обожествлялись. Теперь имя фараона нельзя было произносить, т.к. оно считалось священным. У фараона был помощник – чати или визирь. Он возглавлял весь чиновничий аппарат. Соседские общины управлялись собраниями общинников. Храмы также подчинялись фараону. При фараонах 4 династии строительство пирамид достигло своего пика. 3 самые известные пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура. Самой высокой была пирамида Хуфу(Хеопса) – 146м. Существовала 3 типа хозяйств: царские, храмовые и вельмож. Рабский труд практическ не использовался. Основой рабовладельчества были войны. Общинные земли обрабатывали общинники, им выделялись за эо средства из казны. К концу 4 династии положение в Египте осложнилось. Строительство пирамид требовало большой рабочей силы, а египтяне были недовольны эксплуатацией. Приход к власти 5 династии скорее всего произошел из-за переворота. Страительство пирамид прекратилось. Вместо них начались возводитья храмы, посвященные богу Ра. При последнем правителе 5 династии Уносе начинают оставлять надписи на стенах пирамид. Они получили название «Текста пирамид». Также наблюдается ослабление центральной власти фараонов. Переход к 6 династии скорее всего произошел также из-за переворотов. Однако это не спасло государство и оно распалось на множество самостоятельных номов. Голод вызвал новые народные волнения. Возникло движение за объединение Египта. Его на севере взглавил Гераполь, а на юге Фивы. Победили Фивы, во главе с Ментухотепом.  Он стал основателем 11 общеегипетской династии.

Египет в период Среднего царства.

Фараоны 11 и 12 династии восстановили общеегипетскую ирригационную систему. Для расширени земель была осушенаю Фаюмская впадина. К ней была подведена вода. Она стала настоящим оазисом. Дельта и Фаюм стали центрами хозяйственной жизни. Развивалось хозяйсвтво, а так же инвентарь. Освоили бронзу. Появились новые небольшие хозяйства, подвластные правительству. В связи с этим выделилась новая прослойка общества – неджес. Было развито рабовладельчество. Основным исочником рабства являлись войны. Номархи был неподконтрольны фараонам. При правлении 12 династии Египет стал величайшей державой. Однако к концу ее правления наростала социальная напряженность. Даже правители 13 династии не смогли ее уладить. И при угрозе внешнего вторжения в Египте произошли кровавые выступления, которые ослабили державу. И в начале 17 в. до н.э. гиксосы захватили дельту.

Египет в период Нового царства: Яхмос I, Тутмос III.

Изгнание гиксосов вызвало подъем военно-политической мысли 18 династии, основателем которой был Яхмос 1. Была реорганизована  египетская армия. Появилась конница, которая была запряжена двумя тренировочными лошадями. появилась новая должность – коневодство. Управление конными заводами считалась престижным, во главе стояли чиновники. Пешее войско было снабжено новыми типами оружия. Отряды тяжеловооруженных воинов дополнялись отрядами легковооруженных лучников. Вводились специальные тренировки. Крепости еще более укреплялись. Из 10 взрослых мужчин в армию отбирался 1. Египетская армия достигла пика своего развития. 18 династия проводила активную внешнюю политику и захватила обширные территории. Активность завоевательной политики возросла, когда к правлению пришел Тутмос 3. Он победил сиро-палестинское ополчение около Мегиддо. Анналы рассказывают о том, чо Тутмос 3 избрал опасный путь, пошел через ущелье и появился прямо перед ополченцами. В кровопролитной борьбе победил Египет. Успешной была политика Тутмоса 3 и на юге. Он подчинил себе племна вплоть до 4-го нильского порога.

Египет в период Нового царства: Эхнатон, Тутанхамон.

Эхнатон сменил культ Амона на культ Атона. Тутанхамон – вернул Амона.

Египет в период Нового царства: Хоремхеб, Рамзес II.

Так как Эхнатон был занят уничтожением культа Амона, он не могу проводить активную внешнюю политику. Вскоре князья подвластных ему земель перестали выполнять указы эхнатона. Это привело к распаду 18 династии. Основаелем 19 династии считается Хоремхеб. Он служил еще при Эхнатоне (хоть Эхнатон и относился с подозрением к старой знати). Хоремхеб оказался наиболее приемлемой фигурой на престоле, его поддрежали жрецы, знать, армия. Хоремхеб приступил к ряду реформ для сплочения знати. Он восстановил храм Амона. Была проведена податная реформа. В указах Хоремхеба закреплены суровые наказания за взятничество и др. Хоремхеб улучшил комплектование армии. Его последователи Рамсес 1 и Сети 1. При Рамсесе 2 произошло становление Египетской империи. К времени его правления силу обрело Хеттское государство. Оно хотя ослабить влияние Египта на Сирию и Палестину. Рамсес 2 будучи молодым, самоуверенным фараоном отправился в военный поход на Хеттское государство. Потерпел поражение. Чудом не попал в плен. После поражения Рамсес стал тщательнее планировать внешнюю политику. Он начал проводить дипломатические переговоры с Хеттским государством. В 1270 г. до н.э. было заключено мирное соглашение между Рамзесом 2 и Хаттусили. Согласно этому договору оба государства обязались поогать друг другу в случае внешней угрозы. Договор действовал почти 100 лет. Также стороны разделили между собой сферы влияния. После заключения договора Рамсес 2 стал активно проводить внутреннюю политику. Союз был скреплен династическим браком Рамзеса 2 и хеттской царевны. Рамзес построил город Пер-Рамсес. Вообще фараоны 19 династии отличаются широким строительством.последователем Рамсеса 2 стал его 13-й сын Мернептах.

​Египет в период Нового царства: правление XX династии.

К. 13- 12 вв. характеризуюся  народными волнениями. Одному из представителей знати удалось взять Египет под ствой контроль, он стал основателем 20 династии. Его последователь взял имя своего более удачливого предшественника, что подчеркунуло его намерения в проведении политики. Рамзес 3 реарганизовал армию (ее численность увеличилась). Все население было поделено на своеобразные призывные группы. Рамсес 3 восстановил влияние Египта в Сирии и Палестине. На 29-ом году своего правления он подавил восстание ремесленников, задействованых при строительстве фиванского некрополя. Рамзес 3 щедро одарял храмы Амон-Ра. На 32-ом г. правления Рамзеса против него устроили дворцовый заговор. После смерти Рамзеса его последователи не смогли сохранить целостность Египта. Были утрачены владения в Сирии и Палесине. В 11 в. смертью Рамзеса 11 завершилась 20 династия.

Египет в период Нового царства: социальная структура, органы управления.

Египетское общество делилось на 3 класса: класс собственников(владельцы рабов, домов и т.д.), класс земледельцев и ремесленников, класс подневольных рабов. В эпоху Нового царства произошли важные изменения в социальных отношениях. Укрепились рабовладельческие отношения. Главным источником рабов были войны. Формируются 2 социальные группы: служилая аристократия, командный состав армии. Богатство знати и жречества росло за счет военных походов. В гос. упр. Была установлена четкая иерархия подчинения, усложнен гос. аппар. Сохранилась инструкция везира фараона Тутмоса 3, в которой описывался весь гос. аппарат. Согласно этому документу центральный гос. аппарат был подчинен везирую, далее шел региональный гос. аппарат. В период Нового царства правителю удалсь вытеснить номовую знать из управления гос. аппаратом. Следующим было звено окружного управления. В его ведении были более мелкие единицы, на которые делился ном.

​Поздний Египет (Ливийско-Саисский период).

Главной чертой этого периода являеся децентрализация Египта. Страна утратила свое могущество. И теперь на нее совершались набеги. Правление на юге отошло к верховному жрецу Амона Фив, а на севере правителем стал правитель города Танаис. Правители Танаиса называли себя 21 династией, хотя это было неверно, так как Египет был разделен на 2 части. Правление 21 династии характерзуеся упадком Египта. Ливийцы, которых до Позднего цартва брали на службу, старались перенять обычаи и культуру египтян. В с. 10 в., воспользовавшись политической неразберихой, выходец из натного ливийского рода Шешонк стал основателем 22 ливийской династии. Он организовывал военные походы, при его правлении столица была перенесена в г. Бубастис. При 22 династии Египет снова стал объединением номов в главе с ливийскими князьками. В 8 в.до н.э. на Египет начали идти с военными походами нубийцы. Кашта быстро захватил Фивы и причислил свою дочь к ряду фиванских верховных жриц. Уже при сыне Кашта Пианху нубийские войска продвинулись вперед и дошли до Мемфиса. Покорность нубийскому правителю выразили все номархи и фараон 23 династии. Однако сын последнего фараона Тефнах объявил о начале новой 24 династии. Он имел всего лишь одного продолжателя рода Бокхориса. Чтобы расположить к себе жителей Бокхорис издал указ, в котором было указано об отмене попадания в рабств за долги. Также он установил меру долга. Однако его план не удался, т.к. Египет захватил Шабака. Он перенес столицу в Мемфис. Но в 7 в. до н.э. появилась новая угроза со стороны Асирийской державы, которая активно завоевывала страны Средиземноморья. Асирийский царь Асахарддон покорил Египет. Страна была разделена между 20 номархами, которые подчинялись асирийскому царю. Люди были против асирийского правления. Возглавил восстание г. Саис. Это послужило началом 26 Саиской династии. Выделился Псаметих, который подчинил себе остальных номархов и вытеснил асирийцев из Египта. Правление 28 династии можно назвать расцветом Египта. Однако возникла новая угроза – Персидская держава. И в 526 г. персидский царь Камбиз захватил Египет. В финнсовом плане был ряд особенностей. Повсеместное использование железа. Главной отраслью стала обработка железа. Развивалось ткачеств и культовое строительство. Деньгами выступало серебро. Возникла долговая кабала – египтянин мог попасть в рабство в счет долга. Приток рабов с военных походов в это время был сабым, поэтому активно велось закабаление египтян.

Египет в период Нового царства: экономика.

Рабов стало больше, т.к. после каждого удачного похода пригонялось в Египет множество рабов. С завоеванных стран каждый год взимали дань. Приток дополнительной рабочей силы оказывал стимулирующее действие на экономику. Распространение получила бронза. Но т.к. олово на территории Египта практически отсутствует, его добывали в Сирии. Из бронзы изготавливались орудия труда. Широко использовались мехи. Был усовершенствован ткацкий станок. Стала самостоятельной отрасль выдумания непрозрачного пастового стекла. Усовершенствованы орудия труда. Для поливи полей использовались шадуфы. Распространение получило коневодство. Дельта стала одним из процветающих районов Египта. Многие фараоны 19 и 20 династии устраивали именно там свои резиденции.

​Культура Древнего Египта: религия.

Египятне обоготворяли природу, солнце, луну, реку Нил. Также обожествлялись фараоны. В одной из статей между Рамсесом 3 и хеттским царем было указано тысяча египетских богов. Главным считался бог солнца Ра, так же имел популярность Птах(бог-создатель). Осирис – бог загробного мира. Исида –покровительница супружеской любви и материнства. Хор – бог неба. Тот – бог мудрости. С выдвижением Фив бог Амон перенял все функции бога Ра. Пережитки тотемизма в древнеегипетской религии отражались в изображении богов. Ра изображался с головой орла, бог Хнум – с головой барана, богиня Хатхор – с головой коровы. Фараоны считались полубогами. Люди верили, что фараон – сын бога(например Ра) и человеческой матери. При жизни фараоны отождествлялись с богом Хором, после смерти – с Осирисом. Каждый фараон мел свой культ, жрецов. Обилие богов заставило жрецов упорядочить пантеон. Гелиопольская система – первым был бог Нун (всеобъемлющий океан), из него появися Атум – островок в океане(в последствии отождествлен с Ра). Из него появились боги Шу(воздух) и Тефнут(влажность). Далее рождаются бог Геб(земля) и богиня Нут(небо). От них происходят Осирис и Исида, Сет и Нефида. Это, так называемая, Эннеада богов. В последствии они образуют единую семью. Египтяне верили, что боги создали людей для служения себе. А кто не подчинялся богам, на того они насылали страшные кары. Считалось, что человек остоит из 3 составляющих: физической оболочки, духовного двойника(ка) и души(ба).  Египтяне верили и в загробный мир. Ситалось, что кем человек был при жизни, тем он и будет после смерти. Только нужно помочь ему сохранить свою физическую оболочку. Поэтому проводилась мумификация. Египтяне считали, что для хорошей загробной жизни не надо вести себя правильно, надо всего лишь сроить гробнцы, приготавливать мумии, проводить некоторые обряды. Однако в знаменитой «Книге мертвых» были совершены попытки пробудить моральный облик человека, побудить его вести правильную жизнь. Ритуал захоронения знатных вельмож был дорогостоящим. Фараонов хоронили с особыми почастями, взять хотя бы гробницы фараонов 4 династии.

Культура Древнего Египта: литература.

Египтяне создали богатую, насыщенную событиями литературу. Основой служило устное творчество, песни, предания(например, песнь погонщика быков). Развитие литературы относится к 4 тысячелетию до н.э. В эпоху Древнего царства появились первые литературные жанры: обработанные сказки, религийная литература, биографии вельмож, поэтические произведения. Одним из излюбленных жанров были сказки («Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о Правде и Кривде» и т.д.). Повесть «Рассказ Синухета» повествует о вельможе из ближайшего окружения покойного царя Синухете. После смерти фараона вельможа, опасаясь за свою жизнь, примкнул к Сирийцам. Он успешно служил там при местном царьке, но все равно мечтал вернуться в Египет. Повесть заканчивается благополучным возвращением Синухета в Египет. «Песнь арфиста» поэтическое произведение, в котором впервые высказывается мысль о том, что загробный мир не существует, что нужно наслаждаться жизнью. Важное место занимала религиозная литература. Она содержала обработанные мифы. Например, о страданиях Осириса. О том как добрый царь Египта был жестоко свергнут своим злым братом Сетом. Он разрубил Осириса на 14 частей и разбросал по Египту. Исида, сестра и жена собрала все части. А его сын, Хор, отомстил за отца и свергнул Сета с престола. После этого Хор по праву взошел на престол. Так же известен философский диалог «Беседа разочарованного со своей душой». Там идет рассказ о человеке, который был недоволен своей судьбой и хотел покончить жизнь самоубийством, чтобы скорее попасть на загробные поля Иалу. Душа человека отговаривала его от этого поступка, указывая на все прелести жизни.

Культура Древнего Египта: архитектура.

О гражданской архитектуре известно очень мало. Дома были из кирпича.опорами для перекрытий служили колонны. Крыши были плоскими и сводчатыми. Лестицы размещались снаружи дома. Во дворе мог быть небольшой пруд. Стены домов, колонны, капители были ярко раскрашены. Поселение у пирамиды Сенусерта 2: поселение окружено стеной, вторая стена разделяет его на 2 неравные части. В меньшей части были дома бедноты, в большей – расположен царский дворец, жилища вельмож и дома средних размеров. Поселок был разделен пересекавшимися под прямым углом улицами и переулками. План большого дома можно разделить на части: хозяйские покои, женская половина, жилища слуг и хоз. часть. Каждая группируется вокруг своего двора, часто кружена колоннадой. Главный двор располагался в глубине дома. Из него в веранду с колоннами попадали в приемный зал. Основные черты планировки богатых домов сохраняются и в новом царстве. Это видно по раскопкам Ахет-Атона. Стены расписывали ярким геометрическим орнаментом, раскрашивали полы, потолки. Основные магистрали Ахет-Атона были вытянуты вдоль Нила и пересекались с поперечными улицами. Фиванский дворец Аменхетепа 3 состоял из просторных одноэтажных помещений, постренных в разное время. Покои царя включали в себя приемный зал, пиршественный зал с троном, спальню, ванную и туалетную комнаты. Аналогичными были покои царицы. В дворцовый комплекс входили дома придворных, мастерские ремесленников. Наиболее хорошо сохранились сооружения посвященные заупокойному культу(ообенно царские). Они строились из камня. Первым сооружением из камня стала гробница-пирамида царя 3 династии Джесера, построенная Имхотепом. Саму пирамиду начали строить как мастабу, однако план изменили и получилась пирамида с 6 уступами. От ступеньчатых пирамид перешли к постройке геометрически правильных пирамид. Таковыми были пирамиды Снефру, и самые известные пирамиды фараонов 4 династии – Хеопса, Хефрена, Микерина. Пирамиды 5 династии стали богато украшаться колоннами и рельефами. Стандартным типом частных гробниц становятся мастабы. Особый интерес представляют гробницы номархов 10-го нома, которые, повторяя в основных чертах древнюю планировку, имеют уже новый элемент архитектурного оформления - пилон, столь широко вошедший в архитектуру Нового царства: двойное башневидное сооружение со слегка скошенными поверхностями. Храм Хатшепсут был построен в виде двух террас с портиками, украшенными статуями и рельефами.  На террасы вели нарядные лестницы, а в середине второй террасы возвышалась крытая колоннада, образовывавшая небольшой двор. Яркие росписи и пестрые орнаменты, различные сорта дерева, примененные для внутренней отделки, инкрустации бронзой, сердоликом и золотом, обилие колонн и статуй, деревья и пруды делали этот храм очень нарядным. Гробницы саисских царей Позднего царства располагались в городском храме. Частные гробницы саисского времени порой отличаются большой величиной и своеобразием планировки. На земле обычно располагались один-два двора, окруженные стеной со входом-пилоном. Сами же погребальные помещения вырубали в скале. К Новому царству ведущая роль в художественной жизни окончательно закрепляется за Фивами. Постепенно складывается тип городского храма: вытянутый в плане прямоугольник, обычно обращенный фасадом к Нилу, со входом в виде двойного пилона, ведущим в колонный двор, за которым следовали колонный зал с более высокой средней частью и верхним светом, ряд комнат-молелен, библиотека и проч. Рядом располагались и хозяйственные постройки. Весь комплекс окружали стеной. Как видим, основные элементы храма повторяют основные элементы жилых строений.

27.02.2016; 12:35
просмотров: 3840