конспект лекций, вопросы к экзамену

Киевская Русь: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ (IX - начало XII вв.)

В IX в. у восточных славян возникает классовое общество и появляется государство. Возникновение государства является длительным процессом, отражающим коренные потребности общества, подготовленные всем ходом предшествующего развития. Начальный период образования государства у восточных славян отражен в источниках недостаточно, так как письменность появилась уже после создания государства, и летописные сведения об этой поре содержат отдаленные от событий двумя веками исторические воспоминания, ставшие легендарными. Вопрос о возникновении древнерусского государства (Киевская Русь) является дискуссионным. Начиная с середины XVIII в. и по настоящее время в исторической науке существуют две основных концепции этой проблемы. Первая получила название норманнской теории, приписывающей норманнам – скандинавским викингам (на Руси их называли варягами) создание Русского государства. У ее истоков стояли немецкие ученые Г. З. Байер и Г. Ф. Миллер. Немецкие историки обосновывали финское происхождение термина «Русь», что значит «грести». С критикой этого подхода выступил русский ученый М. В. Ломоносов, ставший основателем антинорманнской теории происхождения древнерусского государства. Он отстаивал идею об общих предках славян и «варягов-россов», о славянском же происхождении первых варяжских князей-конунгов, пытался найти объяснение термину «Русь» в славянской топонимике. Это направление получило свое развитие в трудах таких русских и советских ученых как В. Н. Татищев, С. А. Гедеонов, Д. И. Иловайский, Б. А. Рыбаков и др. Интересным является мнение ряда современных российских ученых об этническом родстве варягов с остальными славянами. Согласно этой точке зрения варяги – жители Поильменья – такие же славяне, а имя свое они получили от основного рода деятельности вываривание соли из морской воды Белого моря. Сторонники норманнской теории и их оппоненты исходили из возможности «научить государству». Подобный подход был решительно отвергнут в советской исторической науке: возникновение государства рассматривалось как следствие внутреннего развития общества, его разделения на классы и борьба между ними. Современные ученые-норманнисты, отмечая влияние варяжских дружин на процессы политического объединения восточнославянских племен, признают наличие к середине IX в. всех существенных предпосылок для складывания Древнерусского государства. К таким предпосылкам можно отнести следующие:

  1. разложение родоплеменного строя, проявлением которого стали – превращение родовой общины в территориальную (соседскую), разделение труда, выделение племенной верхушки в виде военной аристократии;
  2. развитие торговли;
  3. сложение мощных племенных союзов с центрами в крупных торгово-ремесленных городах.

Такие города, как правило, контролировали водные торговые пути и распространяли свою военно-административную власть на прилегающие территории (волости). Следует учитывать и то, что уровень развития варягов был не выше, чем славян. И те, и другие находились на одной стадии социального развития – переходе от военной демократии к раннеклассовому обществу. Таким образом, государственность – не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа.

Одним из наиболее ранних летописных источников содержащих ценные сведения о развитии восточнославянского мира во второй половине IX – начале XII в. является «Повесть временных лет». Составление этого летописного свода относится к началу XII в., а его составителем принято считать монаха Киево-Печерского монастыря преподобного Нестора. Летописец доносит до нас легенду о призвании в 862 году новгородцами варяжского князя Рюрика, пришедшего со своею дружиною и севшего в Новгороде. В короткое время он подчинил себе такие центры как Полоцк, Ростов, Белоозеро Муром. Стремясь получить контроль над торговым путем «из варяг в греки», согласно одной из версий, он отправляет на Юг своих дружинников Аскольда и Дира, которые вскоре закрепились в Киеве. Киев, основанный по приданию Кием – предводителем племени дулебов (ориентировочно в VI в.), выступает сборным пунктом русской торговли и замыкает собою цепь городов, стоящих на пути «из варяг в греки». По замечанию В.О. Ключевского все торговые славянские города находились в экономической зависимости от Киева, именно поэтому сюда так стремились варяги. После смерти Рюрика в 879 г. власть перешла к Олегу, одному из соплеменников умершего князя. Он проявил себя как талантливый политик и удачливый воин, вошел в славянский эпос под именем Вещего Олега, т.е. знающего, предвидящего, мудрого. В 882 г. в результате похода на Киев, Олегу удается объединить под своею властью два восточнославянских центра – Новгородский Север и Киевский Юг. Именно эту дату принято условно считать началом Древнерусского государства «Киевская Русь». Расправившись со своими соплеменниками Аскольдом и Диром, Олег делает Киев столицей своего государства, объявляя его «Матерю городов русских». Продолжая активную внешнюю политику, он подчиняет племена древлян, северян и радимичей, освобождает подвластные племена от уплаты обязательной дани Хазарам. Еще одним важным направлением внешней политики Олега было восстановление нарушившихся со времен похода Аскольда и Дира (867) торговых связей с Византией. Результатом похода на Царьград в 907 г. становится выгодный мирный договор, по которому греки выплачивали Руси огромную контрибуцию, обязывались выплачивать ежегодную дань, а русские купцы получали привилегированное право беспошлинной торговли в Царьграде. Эти условия были подтверждены договором 911 г., заключенным в результате длительных посольских переговоров. В 912 г., после смерти Олега, власть принимает Игорь сын Рюрика. Это был первый случай, когда власть доставалась варяжскому князю не путем вооруженного захвата или по приговору веча, а по наследству. Начало правления Игоря было ознаменовано отказом, ряда ранее покоренных племен, платить дань киевскому князю, что вынудило его вновь завоевывать отколовшиеся территории. Внутренняя обстановка осложнилась появлением в южнорусских степях кочевников-печенегов, первые столкновения с которыми как раз приходятся на правление Игоря. Нам известно о двух походах этого князя на Царьград, первый (941) окончился полным провалом. Второй состоялся в 944 г. и его итогом стал новый торговый договор с Византией, однако, менее выгодный, чем договоры Олега. По этому договору (945) Русь, в частности, лишалась права беспошлинной торговли в Царьграде. Погиб Игорь в 945 г. в ходе полюдья. Предлогом для его убийства послужила попытка князя повторно собрать дань с древлян. Жена Игоря – Ольга (945 – 957) осталась после смерти мужа с малолетним сыном Святославом Игоревичем. Она жестоко отомстила древлянам за убийство Игоря, придав огню их племенной центр Искоростень и перебив большую часть населения города. Памятуя о гибели мужа, Ольга упорядочивает систему сбора дани с подвластных племен. Ею вводятся уроки, определявшие размер дани, и определяются места сбора дани – станы и погосты, которые превращаются в административные центры. Таким образом, княгиня Ольга стояла у истоков формирования системы налогообложения, являющейся важнейшим признаком государственности. В 957 г. Ольга отправляется с посольством в Константинополь, где принимает православное христианство. Однако этот акт не повлек за собой сколько-нибудь серьезных последствий для языческого славянского мира. Сын Ольги князь Святослав Игоревич, по замечаниям ряда авторов, представлял собою образ типичного варяжского воина-дружинника. К 964 г. это уже был сложившийся вождь дружины, больше внимания уделявший не внутренним, а внешним делам, в чем его упрекали киевляне. Сначала он обращается к восточным соседям, подчиняет вятичей, разоряет волжскую Булгарию. В середине 60-х гг. Святослав разгромил хазарский каганат, после чего покорил племена ясов и касогов, закрепив за собой местность в устье р. Кубани и часть азовского побережья позднее именуемую Тмутараканью. Главной силой в Причерноморье становилась теперь Русь. В 967 г. Святослав разгромил дунайских булгар и получил под свой контроль часть Дуная с городом Переяславцем, который планировал сделать своей столицей. Намерение Святослава закрепиться на Дунае вызвало неудовольствие Византии, в 971 г., под напором превосходящих сил противника, которые возглавил новый византийский император Иоанн Цимисхий, он вынужден был заключить договор с Византией, согласно которому, обязывался покинуть Болгарию. Весной 972 г. по дороге в Киев на войско Святослава напали печенеги, в этой битве князь был убит. После смерти Святослава на Руси начинается первое княжеское междоусобие, в ходе которого, в 980 г., на Киевском престоле оказывается младший сын Святослава – Владимир. Как и отец, он стоял на охране единства русской земли, посылая в качестве наместников в крупные города своих сыновей. Он продолжал активную внешнюю политику, организовал успешный поход на поляков, в итоге которого раздвинул границы Руси на юго-запад, захватив там города Перемышль и Червень. Владимир начал войну с причерноморскими булгарами, подавил восстания в землях вятичей и радимичей. Это свидетельствует о том, что объединение вокруг Киева восточнославянских племен не было устойчивым. Стремясь оградить Русь от печенежских орд, Владимир организует строительство на южных границах государства системы крепостей и светового оповещения об опасности. Предположительно в 988 г. князь Владимир принял православное христианство и начал активное, а подчас принудительное его распространение по территории всей Руси. Христианство способствовало укреплению государственности, создало широкую основу для объединения всех народов древнерусского общества. Незадолго до смерти Владимира (1015) на Руси стал нарастать очередной политический кризис, разворачивалась очередная княжеская усобица, в ходе которой верх одержал Ярослав Владимирович, названный впоследствии Мудрым. В 1019 г. он окончательно воцаряется на киевском престоле, однако вся территория Киевской Руси оказывается в его руках лишь к 1036 г., после смерти последнего брата – Мстислава, прозванного по месту княжения Тмутараканским. На время правления Ярослава Мудрого приходится расцвет величия Древнерусского государства. По мнению А. А. Шахматова, в это время зарождается русское летописание, появляется первый свод законов «Русская правда», который способствовал сложению национальной системы права и упорядочивал наиболее важные отношения внутри древнерусского общества. Со смертью Ярослава Владимировича в 1054 году начинается постепенный закат Киевской Руси. Ее упадок связан в первую очередь с усилением вражды среди потомков Ярослава Мудрого за великокняжеский престол. Последние попытки удержать в единстве уже расколовшееся государство относятся ко времени правления внука Ярослава Мудрого Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 – 1125) и его сына Мстислава (1125 – 1132), после смерти которого, исчезает последняя сила, сдерживавшая необратимые процессы политического дробления. К XI в. Русь превратилась в одну из сильнейших держав Восточной Европы. Четко определились внешние границы государства. В его состав вошли все крупные восточнославянские союзы племен, угро-финские, балтские и тюркские племена. Укрепилась оборона границ, стабилизировалась экономика, осваивались новые пахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, города, торговые связи внутри страны и с ближайшими соседями. Складывающаяся государственная власть способствовала всем этим переменам. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Славянские общества знали князей еще до прихода варягов, однако, именно варяжским князьям удается постепенно распространить свою власть на все племена, вошедшие в состав Киевской Руси. Под рукою великого князя киевского находились светлые князья (в большинстве случаев сородичи великого князя или это могли быть местные племенные князья признавшие власть киевского князя). Важнейшими функциями князя являлись: охрана внешних границ, торговых путей, забота о поддержании торговых связей с другими государствами (мирные договоры с Византией в первую очередь носили торговый характер); судебная и законодательная функции, а также функция сбора дани с подвластных территорий. Видное место в политической системе древнерусского общества занимала княжеская дружина. Уже с конца IX в. функции дружины не ограничиваются только лишь военной сферой. Княжеская дружина разделялась на старшую и младшую. В старшую дружину входили бояре и мужи – это категория наиболее знатных и опытных воинов, пользующихся авторитетом у князя. При князе постепенно складывается совещательный орган, в который входили старшие дружинники, представители местной знати, городов, реже – духовенства. Из этого органа постепенно вырастает боярская дума. В младшую дружину входили боярские дети, отроки, гриди. Из среды дружинников назначались наместники для управления подвластными территориями, а также мелкие княжеские администраторы – тиуны и вирники (вира – судебный штраф). Таким образом, княжеская дружина уже в условиях раннего славянского государства сочетала военные и административные функции. Наряду с княжеской, существовала и иная власть – вечевая, народная. Соотношение между ними в разные периоды истории Древней Руси было неодинаковым. Так, слабость княжеской власти приводила к усилению значения вечевых сходов, и напротив, усиление князя, увеличение численности его дружины отодвигало вече на второй план. В период становления института княжеской власти вече могло принимать решения по любым вопросам. Важнейшими из них были вопросы о призвания или изгнании князей, о войне и мире, о поддержке дружины князя земским ополчением. Отметим, что вечевые сходы собирались от случая к случаю, в то время как княжеская власть носила постоянный характер. По мнению ряда авторов, усилению княжеской власти также препятствовало и наличие такого пережитка родоплеменного строя как передача великокняжеского престола по старшинству. Такая система вынуждала весь многочисленный род Рюриковичей время от времени менять места княжений, такие перемещения затрудняли процесс централизации власти и не способствовали развитию федеративных начал. Таким образом, политическая система Киевской Руси включала в себя как элементы нового, монархического строя, так и остатки прежних родоплеменных отношений. Это обстоятельство позволяет нам определить это государство как раннефеодальную монархию.

Социальная структура Древнерусского мира была неоднородна, в ней можно выделить две основные группы населения: свободное и несвободное. Свободное население, равное в своих политических правах было неодинаково по имущественному положению. К верхам свободного населения относились князья, старшие дружинники, представители местной племенной аристократии, все они именовались «старшими», «большими», «лучшими» людьми, видимо сюда же нужно относить и крупное купечество «гостей», которое было тесно связано с княжеской властью, беря на себя не только торговые функции, но и дипломатические (доставка писем, грамот в заморские страны). Промежуточное положение занимали младшие дружинники, среднее купечество. К низам «молодшим», «меньшим» людям видимо нужно относить самую многочисленную часть населения – крестьян-общинников, а также ремесленников, мелких торговцев. Свободные крестьяне-общинники назывались «люди». Особой категорией свободного населения были «смерды», которые в отличие от крестьян-общинников жили на княжеских землях и платили феодальную ренту в пользу князя. Важной гарантией сохранения имущественных и даже естественных прав для свободного человека являлась принадлежность к какому-либо сообществу. Изначально таким сообществом, конечно, выступал род, но по мере ослабления кровных связей и развития общественных отношений наряду с родом появляются и иные формы объединения. Для свободных крестьян такой формой является крестьянская община – «мир» или «вервь». По замечанию историка С. Ф. Платонова, в условиях слабой центральной власти, отсутствия четких норм закона древние русичи не склонны были искать защиты от «обид» у князя. В первую очередь, они обращались к близким своим людям. Например, за убийство «мстили» отец, братья, дяди. Обычай знал случаи, когда за убийство, совершенное на территории «верви», «виру» должны были выплачивать все члены общины. Именно поэтому изгнание из рода или иной корпорации фактически приравнивалось к гражданской смерти. Таких людей называли «изгоями» и их положение было не многим завиднее, чем положение зависимых людей. К полузависимому населению относились «закупы» и «рядовичи». Закупы – это, как правило, разорившиеся крестьяне, взявшие у феодала в долг «купу». Они должны были отрабатывать и долг и проценты по нему «резы», если же обязательства не выполнялись, то закуп превращался в холопа. Рядовичи – это нанявшиеся на работу по договору «ряду», как правило, выполняли в вотчинах функции мелких администраторов. В самом тяжелом положении находились рабы известные под названиями «холопы» и «челядь». Раб не имел никаких прав и приравнивался к вещи, его можно было продавать и покупать, он всецело находился во власти своего хозяина. В XI – XII вв. зарождается система феодальной иерархии. Формируются вассальные отношения. Появляются первые вотчины бояр, воевод, посадников. Вотчиной (или «отчиной») называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащие владельцу на правах полной наследственной собственности. Однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другому лицу. Подводя итог, отметим, что древнерусский мир представлял собой довольно сложную социально-политическую систему, что свидетельствует о достижении Киевской Русью к началу XII века высокого уровня общественного развития.

17.04.2015; 22:01
просмотров: 4755