конспект лекций, вопросы к экзамену

Домонгольская икона: шедевры иконографии Киевской Руси. Иконографические типы Спасителя.

Во-первых, я не рассматривал здесь икону «Владимирская Богоматерь», которая является главной иконой домонгольской Руси. Дело в том, что её привезли из Византии; то есть русские её не рисовали. Какой смысл разбирать византийскую икону, когда вопрос об иконе русской? Если Татьяна Ивановна спросит вас о Владимирской Богоматери (а она, конечно, это сделает), так и говорите ей: икона византийская, а не русская, соответственно, разбирать её следует в курсе Византийского искусства. На всякий случай, вот вам изображение иконы; врага нужно знать в лицо.

Во-вторых. В этом моём ответе на вопрос много материала, но это не просто так. Я запихал сюда картинки и описания к ним, чтобы можно было получить представление, что вообще такое домонгольская икона. В этом деле одной иконой не обойтись, поэтому их много. Важно «насмотреться», увидеть отличия и особенности, чтобы потом уже на глаз определять, что и как. Таким образом, учить всё, что здесь, необязательно. Но прочитать очень полезно. Самое главное, что нужно знать, сразу бросается в глаза – это начало ответа, и то, что выделено курсивом. Из всего многообразия здешних икон выбирайте для разбора любые – это всё шедевры. Особенности и отличия каждой можно определить на глаз, хорошо посмотрев.

Домонгольская икона: шедевры

После крещения Руси, произошедшего в 10 веке под влиянием Византии, наше государство начинает активно перенимать культурное наследие Византийской империи. Среди заимствованных нововведений оказывается искусство иконографии, до того на Руси не известное. Не сложно догадаться, что первое время русская иконография откровенно подражала византийской. Главные её черты – спокойствие, строгость и особая торжественность. Изображались величественные спокойные фигуры в неподвижных позах, часто с суровыми лицами, с устремленным на зрителя взглядом. Особый характер иконам придавала темная, даже сумрачная цветовая палитра. К традициям византийской иконописи восходит и ощущение объема изображения: переходы от затененных частей к освещенным носят постепенный характер. В разработке одеяний широко применяются золотые линии, золотыми линиями членятся и пряди волос.  

Несмотря на подражание византийским прообразам, русским иконам домонгольского периода присущи и свои уникальные особенности. Во-первых, они гораздо монументальнее византийских икон, что выражается не только в том, что они намного превосходят их своими размерами, но и в особом художественном строе — более обобщенном и лаконичном. Русский мастер уже на этом раннем этапе подвергает византийские образцы переработке, правда не столь радикальной, как это будет позднее. Во-вторых, примерно с 12 века в русской иконографии появляется драматизм, выраженная эмоциональная составляющая. Прежняя однообразная суровость византийских икон начинает уступать место доброте и пониманию, выражаемых лицами святых. Конечно, эта тенденция только начинает развиваться в домонгольский период, и полностью раскроется позже. Мы видим снисходительное, понимающее отношение к человеку, его страстям и стремлениям. Добродушие, понимание и сопереживание – вот те эмоции, что впервые появляются в домонгольский период и в дальнейшем станут главенствующими в русской иконописи.   

Новгородская школа (довольно суровые и строгие изображения; преобладают линии - резко и сильно очерченные; меньшая часть икон – человечные и добродушные; только намечается разрыв с византийской традицией иконописи)

В иконописи новгородские мастера достигли выдающихся успехов. Особенно замечательны большие монументальные иконы, на которых лежит отпечаток тонкого вкуса и мастерства.

Икона «Устюжское Благовещение» (конец 12 в.) дает прекрасное представление о поисках монументального стиля. Единый ритм плавных, круглящихся линий, сдержанный и строгий колорит, построенный на темно-желтых, синих и вишневых тонах,- все создает торжественное настроение. В «Устюжском Благовещении» видны настойчивые и более успешные, чем во фресковой живописи, поиски психологической выразительности.

«Спас Нерукотворный» (конец 12 в.)  - согласно преданию, икона имеет не рукотворное происхождение. Тип Спаса – на чрепии (см. ниже). Образ Христа в иконе исполнен большой внутренней силы. Взгляд огромных глаз, направленный чуть в сторону, нарушает строгую симметрию лица и делает его более живым и глубоко одухотворенным. Духовная мощь и глубина выражены здесь с благородным оттенком. Черты Христа строги и изящны, переходы от света к тени в лице очень тонки, волосы отделаны тонкими золотыми нитями.

Успение Богоматери.

Возвышенный эмоциональный строй отличает икону «Успение Богоматери» (13 в.); чувство скорби передано очень сдержанно, художественный образ полон большого этического содержания.

Успение Богоматери (фрагмент).

«Архангел (Златые власы)» (икона конца 12 в). Лицо архангела полно грусти и душевной теплоты, но чувства эти выражены с предельным лаконизмом и тактом. Сочетание немногих красок отличается удивительной гармоничностью. Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом

Владимиро-суздальская школа (менее строгое и суровое, более человечное изображение; серьёзное отступление от византийской традиции)

К ярославской школе икона Богоматерь Великая Панагия (Оранта), первой половины 13 в. В иконе господствует строгая симметрия, благодаря которой поза Богоматери кажется особенно величественной, но в целом ее образ не отличается непреклонностью. Благодаря складкам одежды создаётся впечатление движения. Жест ее воздетых рук, повторенный Христом, не устрашает, а привлекает. Древнерусский человек воспринимал ее как заступницу. Этому характеру образа соответствует и яркий, сияющий колорит иконы. На груди ее — медальон с изображением Христа. В верхних углах иконы —фигуры архангелов. Такой тип изображения Богоматери называется по-гречески «Панагия», что значит «Всесвятая».

Иконографические типы Спасителя

В православной иконописной традиции существуют два основных вида изображения Нерукотворенного Образа Спасителя - Спас на убрусе (или Убрус) и Спас на чрепии (или Чрепие).

Легенда гласит, что первое прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом: Христос, умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом), на котором отобразился Его Лик. Этот плат впоследствии был отослан больному проказой, и от него произошло исцеление. Изображение Божественного лика отпечаталось и на черепице (чрепие), которой был закрыт Нерукотворный Образ. 

На иконах типа 'Спас на Убрусе' изображение Лика Спасителя помещено на фоне белого полотна, верхние концы которого завязаны узлами, подчеркнуты складки ткани, а по нижнему его краю пущена кайма. Вокруг головы – нимб со вписанным крестом.

'Спас на Чрепии' или 'Чрепие'.

На этих иконах нет изображения полотна, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.
Иконография содержит только оглавные изображения (только голова).

05.02.2015; 17:09
просмотров: 4359