конспект лекций, вопросы к экзамену

Оформление государственных институтов поддержки в 16-17 вв.

Система государственного призрения в XIV— XVII веках была направлена на регламентацию отношений в пе­риод голода и эпидемий, формирование системы по­печения лиц, состоявших на службе государства. В этот период продолжаются развиваться мероприятия, направленные на выкуп из плена населения, под госу­дарственный контроль берется система нищепитательства.

Как и в предшествующие столетия, проблема вы­живания во время голода в период оформления Мос­ковского царства стоит не менее остро. Суровые кли­матические условия определили характер землеполь­зования как рисковый, с большой вероятностью потери урожая. Наиболее характерные проблемы были свя­заны с неожиданными морозами и засухой. Так в 1485 году снег уничтожает молодые весенние всходы, та­кая же ситуация в 1512, 1515, 1525, 1535, 1553, 1557, 1561, 1570 годы. Голод во многих землях русского го­сударства, «бысть глад во всю русскую землю и много людей помроша». В 1589—1590 годах летняя засуха усугубляется ранней зимой «студена и снеги паче меры», в результате чего гибнет урожай, голод охва­тывает многие города и села.

Однако можно наблюдать, что постепенно пробле­мы населения в период голода становятся заботой власти. Институционализация учреждений, вызванных голодом, происходит, возможно, в период правления Ивана III, когда начинают организовываться житные дворы. Житные дворы открывались в городах и пред­назначались для запаса хлеба на период неурожая. Хлеб заготавливали так, чтобы его хватало на три года, с учетом того чтобы в год продавать одну треть, а на место проданного вновь столько же закупать в дерев­нях. При Борисе Годунове хлеб заготавливают из рас­чета четырех лет. Житные дворы входили в состав Житного приказа, а позднее, в XVII столетии в соеди­нении со Стрелецким приказом реорганизованы в провиантскую канцелярию.

Однако масштабы бедствия в период голода были столь существенны, что одними житными дворами не­возможно было решить данную проблему. Как свиде­тельствуют источники в 1601 — 1602 годах, в Москву, спасаясь от голода, со всех русских земель шел на­род, за два года и четыре месяца от голода в Москве умерли около 127 тысяч человек. Вот почему эта про­блема была в центре внимания как властей, а также и законодательно она была закреплена на помещиках, Церкви.

Так, власти в период правления Бориса Годунова в 1601 — 1602 годах разворачивают общественное стро­ительство, с целью предоставления средств нуждающимся. В 1600 году в Кремле достраивается колоколь­ня Ивана Великого с целью предо­ставления пособия жителям Моск­вы во время голода. С этой целью возводятся сооружения в других го­родах, которые охвачены голодом: Белгороде, Осколе, Томске. В этом же году Царь Борис Федорович Го­дунов, во время голода, организует в Кремле строительство каменной палаты, «чтобы людям питатися». С целью предотвращения спекуля­ции хлебом в 1601 году выходит указ об установлении твердой цены на хлеб и о борьбе со скупщиками хлеба. В 1603 году вы­ходит указ, согласно которому разрешалось во время голода уходить «холопам» от феодала за пропитанием без оформления «отпуска на волю», это решение под­тверждалось и Соборным уложением от 1649 года. В «жилецкие записи», долговых документах, разреша­лось оформлять денежный долг в счет будущих отра­боток и откупов. По сути дела, появляется кредитная система, позволяющая в период массового голода фи­зически и экономически выживать работному люду. 

Со второй половины XVII века в период голода подключаются не только органы верховной власти, но и территориальные власти. В 1662 году выходит указ о прокормлении служилых и всяких скудных людей в неурожайное время. В указе определены основные превентивные мероприятия по недопущению голода, в частности предписывалось: а) митрополитам и вла­сти, чтобы те обеспечивали продажу хлеба из своих запасов; б) чтобы местная власть продавала из жит­ницы хлеб по твердой цене, а не спекулятивной; в) в том случае, если «купить хлеб будет нечем», тем под поручительство раздавать хлеб в долг, «чтобы божиим и нашим людям от хлебныя дорогови гладом не помереть».

В 1663 году выходит указ, где обязательное кормле­ние холопов в период голода было установлено боя­рам. В случае нарушения указа, предписывалось: «го­сударь повелел кликать бирючам по рынкам и торгам, что если бояре откажуться кормить своих холопей в голодное время, то они лишатся холопей, которые получат свободу».

Государственные мероприятия против эпидемий, морового поветрия, так же имеют место в данный пе­риод. Наиболее распространенной формой борьбы с этим явлением явились заставы, которые организовы­вали власти на местах. В 1572 году мор (чума) охватил Новгород и Псков. Властями «велено», чтобы в городе не погребали, а вывозили мертвых за черту города. Были поставлены заставы, дворы, где появлялась чума, «запирали с людьми», а «кормили тех людей улицей». Эти мероприятия позволили к осени справиться с эпи­демией. Те же мероприятия были осуществлены в 1592 году в г. Ржеве.

Не менее строгие меры принимались против мо­рового поветрия на скот. В 1640 году выходит указ о мерах против распространения морового поветрия на скот. В указе определены меры против распростране­ния морового поветрия и ответственности лиц, прода­ющих мясо зараженных животных. К тем было приня­то решение применять меры «бить кнутами безо вся­кой пощады». Определены чиновники со стороны власти, которые должны были вести надзор за испол­нением указа; подьячие, решеточные приказчики, би­рючи.

В 1654— 1655 годах центральную часть Российско­го государства охватил мор. В г. Переяславле умерло 3627 человек, осталось 939; в Суздале умирает 1177 че­ловек; в Угличе умирает 319 человек при населении 619 человек. В эти же годы выходят санитарные гра­моты, которые регламентируют действие властей в ло­кализации эпидемий. В грамоте от 1654 года говорит­ся, что для недопущения распространения «мора», не­обходимо было «мертвых хоронить», дворы обмывать, и у дверей зараженных дворов поставить «крепкие сторожы». В грамоте о санитарных мероприятиях от 1657 года указаны меры по ликвидации распространения «морового поветрия». Предлагается места «заморные» «засечь лесом», т.е. окружить лесной поло­сой. Поставить заставы, где несли бы службу «отстав­ные дворяне», «служилые люди», «сколько пригожие», их численность определялась масштабами заражения. Основной их задачей было охранять территорию от ма­родерства, от «вывоза» и «вынеса», пойманных на месте ожидала смертная казнь.

Государственная власть вместо князей занимается выкупом пленных. Закон от 1551 года закрепляет обя­зательный выкуп пленных за счет государства, «царе­вой казны».

Соборное уложение 1649 года, которое было созда­но на основе статей кодекса Ивана IV, а также литов­ского и византийского законодательства, не только подтверждает право обязательно выкупа пленных, но и вводит на это специальный налог от двух до восьми «деньги с двора» (гл. VIII. О искуплении пленных). Были определены «тарифы» выкупа пленных, так за боярских детей, «взятых в бою», давали — 20 руб., взятых в плен не в бою — 5 руб.; за московских стрель­цов — 40 руб., за украинских казаков — по 25 руб., за посадских — по 20 руб., за крестьян — по 15 руб.

В 1649 году состоялся выкуп православного населе­ния из прибалтийских земель, было уплачено 190 000 золотых для покрытия убытков. В 1668 году для решения данных задач был организован Полоняничный приказ, ко­торый стал целенаправленно заниматься выкупом плен­ных и руководством сбора средств на их освобождение.

С периода правления Ивана IV начинает оформ­ляться политика нищепитательства. Эта политика оформлялась с одной стороны в традициях княжеско­го нищепитательства, милостыни с рук, с другой — с учетом новых исторических реалий: войн, ростом «про­мыслового нищенства», отсутствием государственных учреждений помощи и поддержки.

Можно наблюдать, что в более позднее время, «кор­мление с рук» нищих, не могущих добыть трудом себе пропитание, разрешено, более того они попадали под защиту государства. В 1589 году выходит Судебник, в соответствии со статьями 64, 67, 68 которого под охра­ну закона попадали вдовы, девицы, нищие, калики, московские городские нищие, при нанесении «обиды» которым в судебном порядке ответчик выплачивал штраф от четырех алтын до восьми алтын и две день­ги. Ст. 189 запрещает в монастырях проживать торго­вым людям, подтверждено проживание там нищим, «которые от церкви божий питаются». Такая система кормления просуществует вплоть до петровских реформ.

15.10.2014; 19:19
просмотров: 1647