конспект лекций, вопросы к экзамену

Семейная обрядовая поэзия. Родильные и крестильные обряды. Колыбельные песни.

Родильный обряд включал в себя три компонента: очищение роженицы; очищение новорожденного; гармонизация новорожденного и нового состояния роженицы с окружающим миром . Роды практикуются как наказание за первородный грех. Об облегчении родов молились Богоматери, Св. Николаю, Св. Катерине, Анастасии Узорешительницы и.т.д. Роды как ритуал предполагали минимальное количество участников: роженица, бабка-повитуха, иногда муж. Присутствие детей и молодежи не приветствовалось. Важным участником процесса была повитуха. С одной стороны, нечистота родов заставляет считать занятие повитухи нечистым и грешным, но с другой стороны, она почиталась как женщина, в руках которой находится плодородие всех женщин. Помощь при родах носила магический характер. Роды проходили вне дом: в хлеву, в бане, а, если дома, постель застилали сеном. ( 1) Близость к природе 2)Рождение Христа проходило в пещере на сене). Роды считались переходом из одной стадии в другую. Повитуха заставляла женщину ходить, тереться спиной о печку, переступать через некоторые предметы для стимуляции родов. Расплетали волосы роженицам, развязывали пояса и повязки, открывали окна и двери, в этом выражалась идея освобождения. Тело роженицы прогревали, могли оборачивать живот теплыми рушниками, окуривали травами, чтобы облегчить страдания. Существовала целая серия обрядов для ускорения родов: повитуха могла ходить вокруг роженицы и на сковороде подбрасывать блин, или роженицу заставляли месить тесто. Существовал ряд запретов, например, надо было молчать во время родов, если они были тяжёлые, муж или повитуха должны были кричать, считалось, что так они берут часть страданий роженицы на себя, в некоторых селах не разрешалось закатывать рукава присутствующим на родах. По окончанию родов повитуха произносит заговоры, чтобы вернуть тело роженицы в исходное состояние, также ребёнка надо было «доделать» ( массировать отельные части тела). Если младенец родился раньше срока, ребенка обмазывали тестом, клали на лопату и помещали в теплую печь ( «допекали»).

Повитуха заботилась о роженицы некоторое время (до 6 недель), а также организовывала праздники родины и крестины. На крестинах повитуха готовила основное блюдо, так называемую «бабью кашу», которую полагалось попробовать всем присутствующим. Кроме того, она участвовала в сборе денег, которые чаще всего шли ей, как плата за помощь при родах. После родов совершался обряд очищения повитухи и роженицы, это называли «размывки» или «смывки». Повитуха приносила лохань с водой: туда помещали разнообразны предметы, в зависимости от пола ребенка, повитуха и роженица лили друг на друга воду.

Отцу на крестильном обеде давали круто посоленную ложку каши, чтобы он тоже пострадал.

Ребенка было положено одаривать, «на зубок»,» на пеленки». Если рождался мальчик, его заворачивали в рубашку отца, девочку - в юбку матери. С повитухой расплачивались в несколько этапов: «на розмывках», на крестинах, в 6 месяцев и в год. В качестве оплаты дарили обрез ткани, специальные «откупные» пироги.

Песни для самых маленьких — это колыбельные. Известны они едва ли не всем народам мира, и темы их везде однотипны: «...призывание и олицетворение сна, увещание и устрашение ребенка, обещание награды, идеалы и пожелания матери для будущности ребенка». Можно думать, что вместе с этими песенками у ребенка закладываются первые понятия, что колыбельные приучают к человеческой речи, к ритму и простейшим мелодиям, но все же основное назначение таких песен — успокоить, усыпить ребенка. Они призваны оказать гипнотическое воздействие, и вполне возможна их изначальная связь с заговорами. Отсюда обилие в колыбельных повелительных интонаций («спи!», «усни!»). Эти императивы вписываются в простенькое повествование. Оно состоит из небольших картинок, произвольно связанных между собою, где животные заняты обычными человеческими делами: спят, едят, шьют и т. п. Чаще других в славянских колыбельных появляется кошка. Появляются в колыбельных и гулюшки, и вещи из детского обихода. Рядом с ними живут мифологические существа Дрема, Угомон, Бука. Этот Бука мешает детям спать. Обитает он обычно неподалеку, где-нибудь в сарае.

Если ребенок не засыпает, его стращают или Угомоном «Угомон тебя возьми!»), или волком («Придет серенький волчок и ухватит за бочок»), или стариком Бабаем, а в некоторых текстах — гак даже и Мамаем, что позволяет фольклористам возводить эту колыбельную ко временам татарского нашествия. Действительно, русские нередко называют старика-мусульманина Бабаем, но происхождение этого образа в колыбельных едва ли связано с татарским игом.

Возможно, что и колыбельные песни имели функцию оберега. Ведь магических элементов в младенческом фольклоре множество — вплоть до обыкновенных заговоров (окатывая ребенка водой после купания, мать говорила: «С гуся вода — с тебя худоба»).

25.12.2019; 06:00
просмотров: 1806