конспект лекций, вопросы к экзамену

"Слово о Законе и Благодати" Иллариона - выдающееся произведение ораторской прозы 11 века

Утверждение на Руси христианства сопровождалось развитием литературы, пропагандировавшей основные догматические и нравственные положения новой веры.

Красноречие – область творчества, в 11-12вв. занимает одно из первых мест в литературе.

Памятники красноречия Киевской Руси по содержанию и форме делятся на два разряда:

1.Дидактическое (поучительное) красноречие - это область, доступная всем, кто владел минимальным даром речи. Преследовало практические цели (назидание, информация). Произведения этого типа – «поучение» или «беседа».

2.Эпидиктическое (торжественное) краснореч. требовало глубокого содержания и проф. мастерства. Затрагивалась сфера больших проблем широкого общественно-политического охвата. К торжеств. красноречию относится и «Слово о законе и благодати».

Написано «Слово» между 1037-1050гг. священником княжеской церкви в Берестове Иларионом, обладавшим широкой образованностью и писательским талантом. Произведение впечатлило Я. Мудрого, по его настоянию в 1051г. Иларион стал митрополитом Киевским. После смерти князя (1555г.) его преемник идет на уступки Византии, и митрополитом становится грек Ефрем. Иларион уходит в Киево-Печ. монастырь, приняв монашество под им. Никона.

«Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех гос-в мира. Византийской теории вселенской империи и церкви автор противопоставляет идею равноправия всех христианских народов.

Иларион в начале доказывает преимущества Благодати (христианство) над Законом (иудаизм): Ветхий завет – Закон, данный Моисею богом, регламентировал жизнь только еврейского народа; Новый завет – христианское учение – имеет всемирное знач., каждый народ обладает правом на свободное избрание этой Благодати.

Т.е. Зак. распространен только среди иудеев, Благ. – достояние всех народов. Так Иларион отвергает монопольные права Византии на владение Благодатью.

Иларион возвеличивает подвиг Владимира 1, благодаря которому Русь вошла в семью христианских стран как суверенное гос-во. В похвале Владимиру автор перечисляет заслуги князя (его деятельность содействовала славе и могуществу Руси). Подчеркивается, что вера была принята русскими в результате свободного выбора, а основная заслуга в крещении Руси принадлежит Владимиру, а не грекам. Так, «Слово» требовало канонизации Вл. как святого. В то же время прославляло деятельность Ярослава, продолжающего распространение христианства на Руси (его строительская деятельность, распространение христианской образованности). 

«Слово» построено по строгому плану:

Первая часть – сопоставление Закона и Благод – это пространное введение ко второй, центральной, части – похвале Владимиру.

Вторая часть – ставит задачей непосредственное прославление современного Илариону правителя Рус и и его деят-ти.

Третья часть – молитвенное обращение к богу «от всея земли нашая».

Худ. содержание:

  1. Автор облекает произведение в книжную риторическую форму, пользуется цитатами из Библии, библейскими сравнениями, сопоставляя Закон с Агарью и ее сыном Измаилом, а Благодать – с Саррой и ее сыном Исааком. Эти символические параллели наглядно показывают превосходство Благодати над Законом.
  2. В первой части соблюдается принцип антитезы – типичнейший прием ораторского красноречия. «Прежде закон, потом благодать: прежде стень (тень) ти, потом истина».
  3. В похвале Владимиру автор сравнивает деятельность русского князя с деят. апостолов – учеников Христа. Отмечает воинскую доблесть князя и его христианские добродетели.
  4. Широко использует книжные метафоры – символы и метафорич. сравнения: Закон – «иссохшее озеро»; Благодать – «наводнившейся источник».
  5. Нередко употребляет риторические вопросы и восклицания – типичные приемы торжеств-го красноречия, при помощи которых достигается большая эмоциональность речи.
  6. Этой же цели служит ритмическая организация. Частые повторы, глагольные рифмы.

Вывод: высокое художественное мастерство обеспечило «Слову» большую популярность в средневековой письменности. Оно – образец для книжников 12-15вв., которые используют отдельные приемы и стилистические формулы «Слова».

25.12.2019; 06:00
просмотров: 1141