конспект лекций, вопросы к экзамену

Российский театр кукол начала XX века. Направления развития и представления.

В начале XX века «дань марионеткам» отдали едва ли не все деятели российского театра. Тон задали символисты38 . В те- атре символизм вступил в конфликт с живым актером, его те- лом и привел к мысли об идеальном актере символистского те- атра – кукле. Об этом писал и Г. Крэг в статье «Актер и сверх- марионетка»: «Гремят ли бурные аплодисменты или звучат жидкие хлопки, их сердца не начинают биться чаще и не зами- рают; их движения-сигналы не становятся торопливыми или сбивчивыми; лицо актрисы на первых ролях останется таким же серьезным, красивым и отрешенным, как всегда, даже если на нее обрушат потоки похвал, восторгов, выражений любви…»

 

. В 1916 г. в Петрограде состоялась премьера спектакля «Силы любви и волшебства» (реж. Ю. Слонимская). Этот коми- ческий дивертисмент в трех интермедиях объединил крупней- ших театральных деятелей начала века. В создании спектакля приняли участие С. Маковский, А. Бенуа, М. Добужиский, Н. Калмыков, К. Сомов. Инициаторами создания театра и его ду- шой были Юлия Слонимская и Петр Сазонов. П. П. Сазонов вспоминал о первых шагах театра: «Моя первая жена – Ю. А. Слонимская – работала в журнале «Аполлон» над историей пан- томимы, я же помогал ей в подборе материала для этой работы. И вот в процессе работы мы наткнулись на большой материал по древнегреческой и римской марионетке или, вернее сказать, по истории кукольного театра, управляемого нитями. Нас заин- тересовал этот материал настолько, что мы захотели создать те- атр…»40 . На генеральной репетиции спектакля присутствовали В. Мейерхольд, А. Брянцев, А. Блок, Н. Евреинов, А. Бенуа, Н. Гумилев, Н. Дризен и другие. Увлеченность куклой на нитях была не случайна. Марионетка и маска были художественными знаками времени41 . Символизм в театре кукол неразрывно связан с театром художника

20.09.2018; 08:00
просмотров: 18