конспект лекций, вопросы к экзамену

-II-: оперная реформа

  1. Источник оперных сюжетов – миф. Вагнер модернизирует миф, переосмысливает в духе современности, часто синтезирует в одной опере несколько мифов. В мифе Вагнер стремится к воплощению глобального общечеловеческого содержания. Также, Вагнер даёт психологическую трактовку эпическим героям.
  2. Главная идея – синтез искусств.  Стремится к единству музыки, поэзии, театральной игры. Как и Глюк, ведущую роль Вагнер даёт поэзии. Он сам писал либретто, отшлифовая каждый нюанс.
  3. Опора на дикламационно-речитативный стиль. Вагнер отказывается от традиционных оперных форм и создаёт новый тип вокальной мелодики, основанный на интонациях разговорной речи, дикламационных оборотов, на чертах инструментальной мелодики, а также на приёмах ариозного пения.
  4. Вагнер стремится к сквозному драматическому действию. Музыка представляет собой сплошной музыкальный поток, непрерываемый речитативами. В противовес оперным номерам он выдвигает принцип свободной сцены, которая строится на постепенно обновляемом материале и включает в себя речитативные, ариозные, сольные и ансамблевые эпизоды. Ария заменяется монологом, дуэты – диалогами.
  5. Важная объединяющая роль – оркестр, который проводит все основные лейтмотивы. Вагнер усиливает выразительное значение формообразовательную роль оркестра. Усиливает группу медных духовых инструментов, включает «вагнеровские тубы», расширяет состав ударных.
  6. Вагнер добивается симфонизации оперы на основе лейтмотивов. Оркестровая партия постоянно обновляется, основные темы разрабатываются, трансформируются, противопоставляются друг другу, полифонически сочетаются, приобретают новый облик. Лейтмотив Вагнера не просто яркая музыкальная тема, а важнейшее музыкальное средство, помогающее понять суть всего происходящего.
  7. В операх Вагнера повествовательное начало господствует над сценическим развитием. Событийная сторона сводится к минимуму. Главное – показать свободную систему настроений, борьбу страстей, раскрыть чувства героев. Главным становится внутреннее психологическое действие, а не внешнее сценическое.
  8. Вагнер отказывается от жанрово-бытовых сцен.
  1. –II-: «Лоэнгрин»
30.07.2017; 17:00
просмотров: 603