конспект лекций, вопросы к экзамену

Русская культура в начале XX века.

Русский ренессанс/Серебряный век.

Характерны: многообразие и пестрота направлений и школ; стремление объединить достижения разных направлений культуры; ориентировано на философию; размежевание по политическим причинам; конфликт старой помещичьей культуры; изменения в политической и социальной жизни страны; культура носила революционный характер; происходил процесс складывания современного типа культуры.

Черты:

  1. активное восприятие достижений западной культуры -> глобализация культуры;
  2. вектор развития культуры – рационализация, вызванная научными достижениями (рационализация = усовершенствование);
  3. продолжение развития культуры вширь, вовлечение разных культурных слоев;
  4. расширение культурной среды: развитие прежних, современных форм культуры (кинематограф: нач.1903 г. – появляются биоскопы, иллюзионы), заканчивается оформление современной оболочки культуры.

Кинематограф: сначала демонстрируются фильмы иностранного пр-тва, наши с 1907 г., в 1908 г. вышел в прокат первый российский фильм «Стенька Разин». До революции вышло в прокат ок 300 фильмов, создано 4000 кинотеатров.

Повлияли на развитие культуры: изменения в характере политического строя; общественный подъем, распространение философских и политических учений; большое влияние оказал марксизм; безысходность, порубежность была в настроения масс (ожидание Конца Света); насыщенные идейные изыскания, попытки осмыслить все; скачок в развитии средств передачи культурных достижений (радио в 1895 г., Попов; телефон в 70-е гг. Голубицкий; междугородние переговоры, радиостанция – 1909).

Народное образование и просвещение. Рост школ, но недостаточно для образования (в 1914 г. нач обр охвачена половина детей); на рубеже вв. переход ко всеобщ неполн сред образованию 7-8 кл (только 40% жителей); университетское образование сохр значение фундаментальной формы ВО, появ университет в Саратове (в 1907 г. – 35, 3 тыс студентов); частные Узы (Психоневрологич институт Бехтерева, Вольная школа Лесгафта); появ нес-ко педагогических ВУЗов (Женский пединститут в Петербурге 1903); расширилось высш женское образование (к нач XX в 30 ВУЗов, откр Высшие женские курсы Герье, Женские с/х курсы (1908, рук Прянишников), курсы в провинции (Саратов, Одесса, Ростов). Закон о женском ВО 1911, Всеросс съезд по жен образов 1912 (совместное обучение в ВУЗах). Внешкольное образов – рабочие курсы (Пречистенские в Москве с 1897, 3 отд), народные универ-ы (с 1908 Шанявского в Москве, Новгороде, Уфе, Твери).

Журналы, книги. Центры: Москва, Пет, Р занимала 3 место. «Нива» А.Ф. Маркса (с 1870, тир 9->235 тыс); педагог журнал «Вестник воспитания», библиогр «Книжная летопись» (с 1097). Книгоиздатели: А.С. Суворин (газ «Новое время», тир 60-100 тыс), откр книжные магазины; И.Д. Сытин (серия «Библиотека для самообразования»).

Наука. В 1913 г созд первые самолеты русской конструкции («Русск витязь», «Илья Муромец»), авиация: Нестеров, С.И. Уточкин; в 1911 Г.Е. Котельников созд авиац ранцевый парашют. К.Э. Циолковский – основоп совр космонавтики. Открытия в физике: рентгеновские лучи, делимость атома, СТО, Лебедев доказ существование давления света на ТВ тела и газы, Б.Б. Голицын – основоположник сейсмологии. Вернадский залож основы геохимии, биогеохимии, радиогеологии; Павлов получ первым Нобелевскую премию (1904), Мечников – иммунология. Гуманитарные науки: экон и истор Туган-Барановский, истор С.Ф. Платонов, Семевский, литературоведы Венгеров, Пыпин, интерес к соц-эконом истории, М.Н. Покровский «Русская история с древнейш времен» (1910-13); русская религ философия (Вл. Соловьев, Булгаков, Трубецкой).

Худ культура. Декаденство («упадок») - направление в литературе и искусстве к XIX-нач XX в, отличавшееся настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Модернизм («новейший, современный») – общ название направл в иск-тве и лит-ре XX в., для кот хар-ны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетич принципов, разрыв с реализмом. Акмеизм («цветущая пора») - лит теч нач XX в, возник в противовес символизму и основыв на принципах материальности, предметности тематики и образов, точности слова (объед «Цех поэтов»). Футуризм («будущее») – направл в иск-тве, возникш в противовес романтизму (появ в 1910-12, поэты Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский, группа «Центрифуга»: Асеев, Пастернак). Эгофутуризм – русск лит теч, хар культивированием ощущений, использованием новых иноязычных слов, показным себялюбием (И. Северянин). Неоромантизм – в лит, живопис, музыке течение рубежа вв, возник как реакция на реалистич и натуралистич тенденции 2 пол XIX в, возрождение романтизма. Импрессионизм («впечатление») - направление в искусстве нач XX в, кот позвол естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать впечатления. Символизм (лит-ра) - направл к  XIX – н XX вв, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отраж действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах.

Литература. Л. Толстой «Воскресение» (1899) – протест обществ зла и соц несправедливости; Чехов («Моя жизнь», «Дама с собачкой», «Вишневый сад») отраж сложная жизнь Р; Горький («Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песнь о соколе») воспевал гордого и свободн человека; Бунин и Куприн – реалисты. Издат товарищество «Знание» (1898-1913) привлек писателей-реалистов. Пролетарская поэзия – тема борьбы рабоч класса, «Враги», «Мать» Горького (1906). Символизм: Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Мережковский, Гиппиус, А. Белый, А. Блок  – общность миропонимания, воспевали индивидуализм, доход до самолюбования, тема «стихийного гения»; после 1905 г. – тема Родины, человека (Блок «Родина», «На поле куликовом». Основоп акмеизма – Гумилев, Городецкий, Мандельштам, Ахматова (сб «Вечер» 1912, Зенкевич, Кузьмин провозглаш культ реального земного бытия, но пытались уклон от соц проблем. В 1900-х гг плеяда новокрестьянских поэтов (С.Есенин, Н.Клюев, Клычков).

Театр. 1898 г –открытие Худ театра в Москве (Станиславский, Немирович-Данченко), стал центром прогрессивн движения, формир новых принципов актерского иск-тва, режиссуры. Театр новаций не приняли символисты. 14 окт 1898 сост представл пьесы А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Кинематограф.  Перв русск кинопредприн Ханжонков в 1907-08 гг нач произ-тво игровых фильмов, постр кинофабрику в М, кинотеатры «Художественный», «Москва»; перв игровые отеч фильмы «Пиковая дама», «Отец Сергий» (реж Протазанов).

Музыка. Откр консерватории в Саратове, Одессе, Киеве (1906 народн консерватория Танеева в М). Тв-во Рахманинова, Скрябина. В нач XX в центры музыкальной жизни - Мариинский и Большой театры, Моск частная русс опера (С.И. Мамонтов, Зимин; певец и актер Шаляпин).

Живопись. Тов-тво передвижников вызывало интерес к соц проблемам. Живопись связ с Врубелем (тема демона), К.А. Коровиным (хар-ен импрессионизм: «Зимой», «У балкона»), Нестеровым («Видение отроку Варфоломею»), В. Серовым (реализм, «Девочка с персиками», портреты Шаляпина, И.А. Морозова, Орловой, Ник II). Повышенный интерес к куль-ре Др Руси: Васнецов, Рерих, Билибин, Стравинский. Худ объедин «Мир искусства» (появ в к 90-х Сомов, Бенуа, Добужинский, Лансере, муз критик Нувель, пуб Д.В. Философов) сыграло важн провсетит роль, искали новые пути в искусстве, стремление преобразить жизнь. В 1910 гг – возникн русского авангарда (созд Малевич): беспредметность, чистые формы (Кандинский, Петров-Водкин, Фальк, Филонов). Модернизм в худ куль-ре представл: символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрематизм.

Переводы. Русск классику переводил на латышский Янис Райнис, на армянский и груз Иоаннисян и Илья Чавчавадзе, на казахск Абай Кунанбаев. «Сборник армянской лит-ры» (1917), латышской (А.М. Горький), Блок, Бунин, Бальмонт. 

12.07.2017; 20:00
просмотров: 12