конспект лекций, вопросы к экзамену

Новые тенденции в развитии русской архитектуры второй половины XIX в. - начала XX в.

Гл – функциональность зданий (использование железа, стекла, бетона): театры, музеи, учебные заведения, больницы. Для театра здание в Рыбинске (1877), Нижнем Новгороде (1896), перестроен Мариинск театр в П. В М в 70-80-е гг. сооружены здания для Политехнического и Исторического музеев (архитекторы И.А. Монигетти и В.О. Шервуд). По проекту Р.И. Клейна - Музей изобразит иск-тв им Пушкина (1898-1912). Кризис архитектуры. А.Н. Померанцев: Верхние торг ряды в М (1889-93). Монумент иск-тво XIX в. представляло 3 ансамбля церковной живописи: Исаакиевский собор в П (освящен в 1858), храм Христа Спасителя в М (К.А. Тон, освящен в 1883) и Владимирский собор в Киеве (освящен в 1896). Церковная живопись в соборах связана с художественными традициями 1 пол XIX в.: Брюллов, Ф. А. Бруни (Исаакиевский собор); В.И. Суриков, Крамской, Г.И. Семирадский (храм Христа Спасителя), В.М. Васнецов (Владимирский собор). Новый стиль - русск-византийский стиль = эклектика (греч. «выбирающий»). Павильоны в «русском стиле», украшает Политехническую выставку в М в 1872 г., Всемирную выставку в Париже в 1878 г. Мастера: В.А. Гартман и И.П. Ропет – псевдорусский стиль (дерев «Терем» в Абрамцеве). Также псевдорусский стиль в работах А.А. Парланда (Храм Спаса на крови в П): использование декоративных элементов архитектура XVII в. при сохранении соврем планировки внутренних объемов. В церковном зодчестве продолжались традиции К.А. Тона: церковь Воскресения в Петербурге (архитектор А.А. Парланд, 1883-1907). Архитектура 60-90-х гг. с ее господство эклектики, отсутствие монументального стилевого единства решения важные задачи градостроительства (близость с модерном): В.М. Васнецов церковь в Абрамцеве (1882), особняк Цветкова в М (1897).

XX в. Нов стиль – модерн использует: фрески, мозаику, витраж, керамику, скульптуру, новые конструкции (стремление подчеркнуть назначен зданий): Ф.О. Шехтель (многоэтажки, банки, типограф, особняк С.П. Рябушинского 1902, 1902-04 перестроил Ярославский вокзал в М: на фасаде керамическое панно, интерьер – картины Коровина). В 10-е гг. возрождение интереса к классике (ордера и декор) – неоклассицизм. Рубеж веков – противостояние реализму (детализация форм, худ обобщение, сохранение следов).

12.07.2017; 17:00
просмотров: 500