конспект лекций, вопросы к экзамену

Радикальные реформационные течения в Европейской Реформации.

Начинают формироваться в 1520-е гг.

Цвиккауские пророки

Группа немецких сектантов, переселившихся из Виттенберга в Цвиккау.

  1. Утверждали, что получают непосредственно от Святого Духа откровения, которые звучат как внутренний голос.
  2. Не признавали привилегий духовенства
  3. Выступали за крещение исключительно в сознательном возрасте (как это сделал Христос).
  4. Иконы – идолопоклонство

Лютер яро осудил это движение. Но уже с этого момента реформация теряет свое единство и разветвляется на множество течений.

Томас Мюнцер и его учение

Томас Мюнцер – священник, бывший последователь Лютера, идеолог Крестьянской войны.

  1. Воспринимал Реформацию как всеобщее обновление церкви и мира, предвосхищающее наступление царства божия.
  2. Как и цвиккауские пророки верил во «внутренний голос» - откровения божьего духа.
  3. Впервые в Германии разработал богослужение на немецком языке
  4. В отличие от Лютера, проповедовал народное восстание, цель которого – перераспределение власти в пользу всего народа
  5. Чрезвычайно резко нападал на Лютера из-за позиции того по поводу Крестьянской войны

Анабаптисты

1519 – в Цюрихе складывается секта анабаптистов – «перекрещенцев»:

  1. Креститься – только в сознательном возрасте
  2. Идея ненасилия
  3. Отвержение всех существующих церковных организаций
  4. Уравнительские идеи

Анабаптисты подверглись жестоким гонениям, но их идеи распространились по всей Европе.

«Царство праведных» в Мюнстере

После Крестьянской войны радикальное течение реформации дробится на множество сект.

1534 – в западногерманском городе Мюнстере реформационные силы одерживают победу над своим князем-епископом. Туда начинают стекаться анабаптисты (в большом количестве – из Нидерландов). Они завоевывают большинство в магистрате и объявляют Мюнстер «Новым Иерусалимом», откуда праведная вера будет распространена по всей земле.

1535 – епископские войска осаждают Мюнстер, который, тем временем, уже успел стать царством, царь – Ян Лейденский. В городе был установлен жесткий теократический режим. Там упразднили деньги, если у кого-то находили «излишки» - отбирали. Кроме того, внезапно оказалось, что женщин в их царстве намного больше, чем мужчин. Эту проблему оперативно решили введением многоженства.

Но, в итоге, город пал, и после резни был восстановлен католицизм.

Пуритане –

сторонники очищения англиканской церкви от «пережитков папизма». Распространение – с 1540-х гг., в основном, в среде зажиточного бюргерства. Идеи близки к кальвинизму.

1560-70-е – надеялись на поддержку Елизаветы I, что она упразднит епископат и иерархию духовенства, но она увидела в этом опасные антигосударственные веяния.

70-90-е – лишившись надежд на поддержку властей, созвали национальный Синод пуританских священников, выработав тактику скрытого насаждения «истинной церкви» - внешне священники будут оставаться верны церковным властям, но богослужение будут вести как кальвинисты.

Потом выделились два направления:

  1. Пресвитериане – умеренные, требовали подчинить церковь общенациональному Синоду духовенства
  2. Индепенденты – за уничтожение церковной структуры и за полную независимость общин

Их таки тоже начали репрессировать.

28.06.2017; 08:00
просмотров: 27